Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
18.04.16

Измененные состояния сознания — Студопедия

Измененные состояния сознания — это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий По определению А. Людвига — психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы, — измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

ИСС подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные. Спонтанно возникающие ИСС появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании, либо при значительном перенапряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах в частности, при нормальных родах), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Искусственно вызываемые ИСС возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка). Психотехнически обусловленные ИСС сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также в религиозных обрядах традиционных культа и субкультурах. Обычно выделяют возбуждающие (аутогенная тренировка по Шульцу) и успокаивающие (например, голотропная терапия по Грофу) психотехники.

· Измененное состоя­ние сознания — качественный сдвиг в характере психоло­гического функцио­нирования.

Измененные состояния сознания являются областью исследований, объединяющей усилия десятков наук: генетики, психофармакологии, физиологии, психиатрии психологии, философии. Последние десятилетия наметился новый этап в исследованиях ИСС в связи с изучением психофизиологических коррелятов, а возможно, и мозговых механизмов ИСС.

Почему для психологии важно изучение ИСС? Вся история развития психологии связана с поиском ответов на вопрос: что такое сознание? Одним из путей изучения сознания является исследование его состояний и их изменений. Именно с разработкой этого направления связывается все больше ожиданий на получение новых представлений о сознании человека. Более того, изучение мозговых механизмов ИСС позволит приблизиться к разгадке тайны чело­веческой психики. Рассмотрим спонтанно возникающие ИСС на примере соотношения сна и бодрствования и искусственно вы­зываемые ИСС на примере употребления психоактивных ве­ществ.

Сон. Представляется, что сон и бодрствование являются противоположными со­стояниями сознания человека. Во сне сознание молчит, а при бодрствовании оно ак­тивно. Однако оба эти состояния имеют много общего:

Практик
начинает входить в более продуктивные состояния сознания, называемые ИСС –
измененными состояниями сознания. Хотя и со временем оказывается, что одно ИСС
другому рознь :). Безусловно, не все ИСС продуктивны. Человек начинает искать
оптимальное состояние сознания, позволяющее ему одновременно адекватно реагировать
в социуме и вообще в мире первого внимания, а также накапливать энергию для
сновидений и путешествий во втором внимании и в целом для трансформации
энергетического тела.

Из опыта
могу выделить несколько ИСС, которые отличаются от обычного состояния сознания
и частично удовлетворяют вышеназванным критериям (позволяют в какой то мере
аккумулировать энергию). Каждое из этих состояний выходит из традиций йоги,
либо восточных единоборств, либо нагуализма. Осознавая ограниченность
собственного опыта, понимаешь, что каждый практик может добавить еще несколько
ИСС :), так что если есть желание – милости просим :), присылайте…

Требования к ИСС, которые рассматривались:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти;

4. трансперсональная область.

При особых состояниях сознания возможны путешествия в бессознательную сферу психики. События происходят не только в трехмерном пространстве и линейном времени. Например, психоделическое состояние несет в себе многоуровневое ми многомерное качество. Существуют в одном и том же переживании микрокосм (диапазон размеров от атомов и молекул до отдельных клеток) и макрокосмы (до гигантски небесных тел, солнечных систем, галактик). Могут возникать сцены из различных исторических аспектов. Есть выбор избирательного фокусирования: он может остановиться на любой из этих сцен, переживать, участвовать и даже влиять на их ход; они переживаются с такой живостью и сложностью, которые повседневное сознание способно фиксировать только в настоящий момент. Время может течь в обратную сторону и прекратить течение, может выглядеть идущим по кругу или идти по спирали. Важная характеристика психоделических состояний – это транценденция острого различия между материей, энергией и сознанием.

При измененном состоянии сознания пациенты могут говорить на языках, которых не знали, даже на таких древнейших, которые вышли из употребления в современном мире. Могут издавать оригинальные звуки животных различных видов, переживать свои прошлые жизни, ранения и смерти.

2. Продуцирование измененных состояний сознания

ИСС можно вызвать в любой обстановке при помощи самых разных средств или приемов, которые препятствуют нормальному притоку сенсорных или проприоцептивных стимулов, нормальному выходу моторных импульсов, нормальному «эмоциональному настроению» или нормальному течению и организации когнитивных процессов. Для поддержания нормального бодрствующего состояния сознания, по-видимому, существует необходимый оптимальный уровень экстероцептивной стимуляции, и если стимуляция ослабляется или усиливается, то это, вероятно, способствует выработке ИСС. Более того, для сохранения нормального когнитивного, перцептивного и эмоционального опыта необходимы разнообразные, сменяющие друг друга стимулы окружающей среды, и в случае обеднения подобной стимуляции, вероятно, происходят психические отклонения. Хотя экспериментальных данных о подобных манипуляциях моторными, когнитивными и эмоциональными процессами не так много, существует достаточное количество клинических и житейских свидетельств, чтобы предположить, что такое грубое вмешательство в эти процессы может вызывать изменения в сознании.

Создание какого-либо измененного состояния требует двух основных операций, которые, если завершаются успешно, ведут от данного базисного состояния к определенному состоянию. Первое заключается в том, что на данное базисное состояние воздействуют какие-то разрушительные силы - психологические и/или физиологические действия, разрушающие процессы стабилизации. Поскольку базисное состояние сознания – это сложная система, поддерживаемая в стабильности рядом одновременно действующих процессов, возникновение измененных состояний может не произойти. Например, употребление психогенного наркотического препарата может не приводить к возникновению измененного состояния из-за того, что психические стабилизирующие процессы удерживают постоянство базисного состояния сознания, не смотря на разрушительное воздействие наркотика на физиологическом уровне.

Если создание измененного состояния проходит успешно, наступает вторая операция, когда начинают действовать формирующие силы в течение переходного периода (прежнее базисное состояние разрушено, новое еще не возникло). Такими силами выступают психологические и/или физиологические воздействия, образующие новую систему из ряда структур (подсистем), т.е. измененные состояния, к которым направлен весь процесс. Когда такая система образована, она должна обрести свои собственные процессы стабилизации (если это возможно), чтобы закрепить свое существование.

Восстановление, возврат к исходному базисному состоянию – процесс, аналогичный описанному.

Психогенные наркотики, вроде марихуаны или ЛСД, не оказывают одинаковое влияние на психику человека. Возьмем для примера т.н. реверсивную толерантность по отношению к марихуане, позволяющую некоторым людям, впервые употребляющим этот наркотик, не испытывать его воздействия, не смотря на большую дозу, однако в последствии входить в определенное измененное состояние сознания даже при приеме гораздо меньшей дозы. Дело в том, что физиологическое воздействие марихуаны не достаточно, чтобы разрушить обычное базисное состояние сознания, пока добавочные психологические факторы не разрушат в достаточной мере процессы, стабилизирующие базисное состояние, так чтобы стал возможен переход к измененному состоянию. Такими дополнительными психологическими воздействиями обычно выступают наставления со стороны более опытных курильщиков, знакомых с действием марихуаны и с тем, как нужно достигать этого действия.

Некоторые виды психопатологий, например, раздвоение личности, могут рассматриваться как крайние случаи переходов в измененное состояние.

Классификация различных методов на основе определенных переменных или их комбинаций, которые предположительно играют ведущую роль в продуцировании ИСС.

А. Редукция экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности
. В эту категорию входят психические состояния, возникающие в основном из-за полной редукции сенсорных входящих сигналов, изменения паттернирования сенсорных данных или постоянного предъявления повторяющейся, монотонной стимуляции.

Такие ИСС могут быть вызваны одиночным заключением, длительной социальной или стимульной депривацией, например, при нахождении в море, на полярном полюсе или в пустыне; гипнозом автострады, феноменом «обрыва» у летчиков реактивных самолетов, находящихся на большой высоте, состоянием крайней скуки, гипнозом и гипнотическими состояниями, сном и близкими к нему состояниями, такими как дремота и сомнамбулизм. ИСС также могут продуцироваться ситуацией сенсорной депривации, созданных в экстремальных условиях. В клинических случаях изменения сознания могут возникать в результате двусторонней операции на катаракту, полной неподвижности, у пациентов с полиомиелитом, помещенных в респиратор резервуарного типа, у больных полиневритом, вызывающим сенсорную анестезию и двигательный паралич, и у престарелых пациентов с катарактой. Описания более таинственных форм ИСС можно найти при упоминаниях состояний выздоровления и откровения во время «инкубации» или «сна в храме», что практиковалось у ранних египтян и греков, «морской болезни», возникающей у гренландцев, вынужденных по нескольку дней оставаться в лодке, охотясь на китов.

Б. Повышение экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности и/или эмоций
. В эту категорию включены психические процессы, продуцируемые под воздействием сильного возбуждения в результате сенсорной перегрузки или бомбардировки, сопровождаемого или нет напряженной физической активностью или усилием. Полное эмоциональное возбуждение и умственное истощение могут быть основными сопутствующими факторами.

Вот примеры ИСС, вызванные подобными влияниями: суггестивные состояния, вызываемые допросом; состояния в ситуации «промывании мозгов»; гиперкинезийный транс, связанный с эмоциональным заражением, встречающийся в условиях группы или толпы; религиозное обращение к Богу и опыт целительного транса во время религиозных обрядов; психологические аберрации, вызванные теми или иными ритуальными церемониями; состояния духовной одержимости; состояния шаманского и пророческого транса во время ритуальных церемоний; транс при хождении по углям; транс во время оргий, которые практикуют вакханалы и сатанисты во время религиозных обрядовых церемоний, экстатический транс, который, например, переживают дервиши, «завывая» и «кружась», исполняя свой знаменитый танец. Изменения в состоянии могут также возникнуть в состояниях внутреннего эмоционального беспокойства или конфликта или дополнятся внешними факторами, провоцирующими усилия эмоционального возбуждения. Примером таких состояний, скорее всего, можно считать различные формы амнезии, травматические невроза, симптомы деперсонализации, состояния паники, реакции гнева, истерические конверсивные реакции (например, состояния мечтательных грез и диссоциативной истеричности), состояния колдовской и демонической одержимости, острые психотические состояния, такие как шизофренические реакции.

В. Повышенная алертность или психическая вовлеченность
. в эту категорию входят психические состояния, которые возникают в результате сосредоточенной или избирательной гипералертности с последующей периферийной гипералертностью в течение длительного периода времени.

Подобные ИСС могут возникать из следующих видов активности: длительное состояние бдительности при сторожевой работе ил при продолжительном созерцании экрана радарного дисплея; пламенная молитва; интенсивная психическая поглощенность задачей, например, чтением, письмом или решением задач или сложных проблем; полная психическая вовлеченность в выступление динамичного или харизматичного оратора; сосредоточение внимания на звуках чужого дыхания или продолжительное наблюдение за вращающимся барабаном или работающим метрономом и стробоскопом.

С точки зрения Фрейда бессознательное уже не находится под влиянием сознания, а действительно становится тем, к чему сознание не имеет доступа, но проявляется в снах, ляпсусах, шутках, и т.п.

Бессознательное - это внутренняя психическая и динамическая сила, которая влияет на наше поведение и постоянно пытается выходить изнутри, но наши установки, обусловленные опытом, мотивами и страхами, не осознаваемыми и не контролируемыми нами, не позволяют ей выразиться, т.е. сознание находится под влиянием бессознательного. По мнению Юнга бессознательное это не просто приложение к осознающему разуму, он доказал что бессознательное - это творящий источник всего, что превращается в осознающий разум и полную личность каждого индивидуума. Осознающий разум и бессознательное играют решающую роль в поддержании равновесия общего "Я". Если равновесие между ними нарушается, то результатом является невроз.

Глава 2. Измененные состояния сознания (ИСС)

2.1 Что такое ИСС и их функция?

На протяжении тысячелетий люди из разных культур пытаются достичь необычных состояний сознания для того, чтобы получить знания о себе и своей среде. В современном обществе многие используют разные стимуляторы для того, чтобы успокаивать самих себя и избегать той реальности, в которой они живут. В традиционных обществах люди ищут эти экстатические состояния не для того, чтобы просто испытывать разные ощущения, а для того, чтобы найти причину своего существования и познавать практический окружающий мир.

В этой главе мы будем рассматривать измененные состояния сознания как способ достижения индивидуализации, а так же то, какое влияние они оказывают на формирование личности и каким образом они появляются. Существуют два типа состояния сознания: нормальное и измененное. Состояние бодрствования и сон относятся к нормальным состояниям, однако они имеют некоторые характеристики измененных. В контексте традиционных культур ИСС дают нам доступ к параллельной реальности, наполненной сущностью материального и духовного мира.

Так же существуют другие теории об их функции. По мнению Каструбина Э.М., измененные состояния сознания являются универсальным способом взаимодействия с подсознанием, т.е. при этих состояниях возможны путешествия в бессознательную среду психики, которые позволяют найти причины нашего поведения. При измененных состояниях сознания выявляются необычайные психические возможности, которые мы можем наблюдать в различных этнических группах и народах. Например, шаманы с помощью разных веществ природного происхождения могут найти информацию предков и использовать её для развития новых уровней сознания, получить информацию о всей вселенной и о всем существовании. Каструбин ещё пишет о том, что существует единое информационное поле земли, к которому человек способен подключаться с целью получения необходимой ему информации различными способами, из которых он выделяет йогу и медитацию, так как они позволяют нам управлять и контролировать свою психику и тело. Управляя своей психикой, человек способен перейти в другой уровень сознания.

С точки зрения Тарта Чарльза ИСС - это состояния, в которых человек ясно чувствует характерные качественные изменения паттерна своего ментального функционирования, т.е. ментальные функции изменяются и дают ему больше понимания или непонимания мира, так как они прямо влияют на ощущение, восприятие, представление, и т.д. Он выделяет три стадии вхождения в ИСС:

)Дестабилизация начального состояния. Интенсивная музыка, бой барабанов, физиологические факторы (голодание, недосыпание, т.п.), химические вещества поступают как дестабилизирующие силы и влияют на сенсорные ощущения.

2)Переструктурирующая стадия перехода в новое состояние.

Парадоксальный сон занимает 20% времени, сопровождается падением мышечного тонуса с возрастанием деятельности мозга и быстрыми движениями глаз. Все сновидения приходятся на период парадоксального сна. Парадоксальный сон так же необходим организму, как и глубокий сон, хотя его значение для понимания деятельности психики до сих пор не совсем ясно.

Психотехнически обусловленное измененное состояние сознания достигается медитацией, которая представляет собой способ достижения желаемого состояния сознания путем применения особой техники.

Цель медитации заключается в сужении поля сознания настолько, чтобы отрезать его от внешнего мира. В состоянии медитации мозг человека ритмически реагирует на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: концентрация внимания на мыслях или физических ощущениях, использование ритмических танцев, сопровождающихся бесконечным повторением одного и того же слова, выполнение йоги, которая делает акцент на владении телесными позами и дыханием.

Некоторые люди достигают во время медитации даже такого уровня контроля, что могут по собственному желанию замедлять сокращения сердца или уменьшать потребление кислорода примерно до 20%.

Техника медитации широко популяризировалась на Западе как якобы эффективный метод решения психологических проблем. Нужно иметь в виду, что техника медитации является элементом восточной культуры и зачастую бывает используема в рамках различных оккультных сект. Пропагандирование техники медитации направлено на разложение традиционных форм сознания и подготавливает почву для всякого рода деструктивных, тоталитарных и сатанинских сект. Такого рода пропаганда под флагом свободы совести широко ведется в нашей стране и особую опасность представляет для молодых людей, многие из которых становятся жертвами тоталитарных сект.

Изменение состояния сознания

Этот распространяющийся процесс начался с тех, на чьи жизни алкоголь и наркотики так или иначе влияли: это мужья, жены, дети алкоголиков и наркоманов – члены так называемых «неполноценных семей». В двенадцатишаговых группах поддержки для лиц, связанных эмоционально с алкоголиками, таких как Аль-Анон (Al-Anon) и Взрослые Дети Алкоголиков (Adult Children of Alcoholics, ACOA) мужья, жены, дети наркоманов и алкоголиков проходили двенадцатишаговую программу, для того чтобы признать свою собственную беспомощность перед зависимостью и поведением своих близких и признать свою собственную «зависимость» от своих ущербных членов семьи.

И вдруг, через несколько лет, появилось удивительное разнообразие пошаговых программ и групп поддержки, основанных на принципе АА, для людей, желающих преодолеть свою «зависимость» от секса, еды, денег, режима питания, шоппинга, гнева, романтизма, мужчин, работы, лени, физкультуры, приема пищи с последующей рвотой, телевидения, хранения использованных балетов и многого другого. А как следствие возникли другие группы поддержки – для родственников людей, зависимых от еды, денег, гнева и т.д.

Сегодня теоретически любое поведение, которое может привести к нежелательным последствиям, классифицировано как зависимость и вплетено в сеть пошаговых программ и групп поддержки.

Статус зависимости чрезвычайно седуктивен. Если эти типы нежелательного поведения являются зависимостью, тогда они, согласно общепринятому определению, являются болезнью, а мы не несем ответственности за свои болезни или за болезни наших родителей, супругов, любимых людей.

И, конечно, первый шаг к преодолению зависимости, как принято в двенадцатишаговых группах, - это признать и принять свое бессилие перед зависимостью. Если мы бессильны, мы не несем ответственности. Тогда значит, мы являемся жертвами нашего заболевания. А члены неполноценных семей – вдвойне жертвы, потому что они вовлечены в область влияния нежелательного поведения своих родных не по причине собственных действий и поступков, но по причине действий их зависимых родителей, членов своих неполноценных семей. Все эти вредные типы поведения есть результат зависимости, которая, в свою очередь, является болезнью, что означает, что мы ни в чем не виноваты.

Мы не несем ответственности. Наше поведение «случается» с нами. Это – результат нашего душевного состояния, а наше душевное состояние – результат нашей жизни в неполноценной семье. Наше дисфункциональное поведение – это результат дисфункциональных состояний мозга, которые есть продукт нашей жизни в неполноценной, ущербной семье нашего ущербного детства. Мы должны признать, что мы бессильны. Дерьмо случается.

Переключение каналов на телевидении жизни

Ключевым открытием Мозговой Революции, а также ключевой мыслью этой книги является факт, что состояние нашего мозга (а значит, и наше поведение) находится в сфере нашего влияния и контроля.

Мы не бессильны. Мы не являемся жертвами нашего прошлого или нашего окружения. Доказательства современных ученых неврологов абсолютно очевидны: мы можем намеренно, быстро, по своей воле изменять свое состояние.

Это открытие, которое многие люди не раз делают в продолжение своей взрослой жизни. Это открытие, которое многие из нас делают снова и снова, в разных состояниях и разных контекстах до тех пор, пока это не перестает удивлять нас и не становится очевидным и поддающимся произвольному воздействию явлением. Я уверен, что такое открытие – есть суть и основа нашего здорового взрослого существования.

Одним из первых случаев, когда я сделал такое открытие, был, как я уже рассказывал, случай, когда я прокладывал свой путь земляного червя по проекту исследования в области биологической обратной связи в нью-йоркском университете и обнаружил вдруг, что я могу «кликнуть» клавишу альфа и «запустить» нужное состояние, если проделаю определенные вещи с моим мозгом. И что, запустив требуемое состояние - увеличив альфа активность, - я могу изменить свое настроение. Я обнаружил также, что мне не приходилось продолжать испытывать полученную эмоцию, если я этого не хотел. На своем собственном опыте я познал процесс изменения состояния. На своем собственном опыте я познал, что наше поведение зависит от нашего состояния, что наше поведение не «случается» с нами – мы сами выбираем свое поведение.

Другой великий греческий философ, ученик Платона Аристотель, также видел в мистериях мощные ритуальные события способные исцелять эмоциональные расстройства (СгоissantJ., 1932 Aristoteetlesmisteres. Liege: FacultedePhilosophieetLetters.) Он верил что при помощи вина возбуждающих средств (афродизиаков) и музыки участник посвящения испытывает необычаиный страстный подъем с последующим катарсисом. Это было первым явным утверждением, что полное переживание и освобождение подавленных эмоций - эффективный механизм лечения душевных заболеваний. В соответствии с главным тезисом орфиков, Аристотель постулирует, что хаос и безумие мистерии в конечном итоге ведут к порядку.

Эстетическое осмыс­ление катарсиса было дано Аристотелем. «В «По­этике» он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается пси­хика слушателей, в ней возникают силь­ные аффекты (жалости, страха, энтузиаз­ма), в результате чего слушатели «получа­ют своего рода очищение, то есть облег­чение, связанное с наслаждением». В «Поэтике» он показал катарсическое действие трагедии, определяя ее как осо­бого рода «подражание.. посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов.

В наше время многообразие приемов изменения сознания расширилось. «Клинические методы включают применение чистых растительных алкалоидов с психоделическим воздействием или синтетических психоделических веществ, а также мощные формы эмпирической психотерапии, такие, как гипноз, первичная терапия, высвобождение и холотропное дыхание. Самым популярным из лабораторных методов вызова холотропных состояний стала сен­сорная изоляция - прием, основанный на лишении человека сен­сорных стимулов, в той или иной степени. Другим известным мето­дом является биологическая обратная связь, позволяющая исполь­зовать информацию об изменениях электрических мозговых волн в качестве сигнала направляющего к особым состояниям сознания. Существует множество специальных электронных приборов, исполь­зующих принцип «управления» мозговыми волнами при помощи различных акустических и оптических стимулов.

Холотропные переживания встречаются во многих процедурах, которые на протяжении веков формировали обрядовую, духовную и культурную жизнь раз­личных народов, как источник космологических, мифологических, философских и религиозных систем, описывающих духовную природу космоса и бытия. Они представляют собой ключ к пониманию духовной жизни человечества, - от шаманизма и свя­щенных церемоний туземных племен до великих мировых религий. «Холотропные переживания содержат практические ука­зания, касающиеся оптимальной жизненной стратегии, позволяющей нам полностью осознать свой творческий потенциал. Принимая во внимание все эти причины, важно, чтобы ученые Запада освободи­лись от материалистических предрассудков и занялись объектив­ным систематическим изучением холотропных состояний.

Если я не ошибаюсь это из области изотерики. Человек в основном познаёт всё через органы чуств. Это известно всем. Есть такой мало изученый термин - интуиция. Что это? Один из процессов мышления?Но не кто не сможет отрицать что она есть, и она тоже влияет и формирует сознание! Это уже больше отходит от изученого. А изменённое сознание, это когда человек находится в процессе медитации или даже астрального планирования. Тогда сознание уже проявляет себя по другому и там совершенно другие способы ощущения и восприятия. Тогда, как говорят некоторые исследователи, человек в изменённом сознании может общаься с другими людьми уснувшими или тоже медитирующими или даже давно умершими. Вот.

  • «высшие» — культурно-исторически обусловленные формы ИСС (культура может обуславливать, а порой и жёстко задавать определённый набор ИСС, их структуру, содержание, функции, специфические характеристики, способы вхождения в конкретное ИСС, признаки, по которым человек может идентифицировать данное состояние, способы саморегуляции этого состояния);
  • «низшие» — «натуральные» состояния, представляющие собой нецеленаправленные, случайные изменения состояния сознания, наступающие в результате дезорганизации «обычного» состояния сознания и характеризующиеся хаосом, отсутствием структуры психической жизни (в частности, установок, ожиданий и целей деятельности), что может быть связано с полным отсутствием опыта — как культурного, так и индивидуального.

Согласно феноменологической социологии Ж.-П. Валла[24], можно выделить следующие типы отношений человеческих сообществ к ИСС:

  • ИСС как нечто привычное и доступное для всех.
  • ИСС как опыт, переживаемый всеми, но лишь один раз в жизни.
  • ИСС как достояние специалистов, к которым сообщество обращается за советом и опыт которых использует.
  • ИСС выступают не только на индивидуальном, но и на социальном уровне, являясь передаточным звеном в распространении профетических учений (мессианство).
  • ИСС как нечто подозрительное и, возможно, злонамеренное.
  • ИСС — это плохо, это безумие.

«Высшие», культурно-исторически обусловленные формы ИСС могут способствовать как сохранению социальной системы и социальных структур, так и их изменению[18].

   - рост самооценки и уверенности в себе.



(голосов:0)
Похожие статьи:

Измененные состояния сознания — это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий По определению А. Людвига — психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы, — измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования.


Лекция 1

Введение в социальную психологию

1. Определение социальной психологии

2. История возникновения

3. Место социальной психологии в системе научного знания

4. Современные представления о предмете социальной психологии


Кома — это крайняя степень нарушения сознания, а именно полное его отсутствие.
Человек в коме не реагирует на внешние раздражители (свет, звук), у него отсутствует речь и произвольные движения.
Развивается при нарушении функции восходящей ретикулярной формации (ВАРС) головного мозга (специальная область головного мозга, поддерживающая его в состоянии активности).


Комментарии к статье Что такое измененные состояния сознания:
loading...
Загрузка...


2015